Шутер с нашего двора Бытует
заблуждение, будто бы фильмы о зомби существовали всегда. На самом деле
живая мертвечина впервые посетила экраны какие-то 40 лет назад. Причем
путь первого режиссерского опыта Джорджа Ромеро (George Romero) “Ночь
живых мертвецов” в кинотеатры был не таким уж и простым. Смешной даже
по тем временам бюджет в $ 114 000 не давал съемочной группе особых
просторов для маневров. Изначально фильм планировалось снимать в цвете,
но из-за финансовых трудностей Ромеро, скрепя сердцем, перешел на
дешевую чёрно-белую пленку. Вместо крови находчивый режиссер
использовал шоколадный сироп, вместо звезд в камеру визжали актеры
провинциальных театров. В нежить так и вовсе превращали добровольцев,
готовых за доллар, бесплатный обед и майку с надписью “Я был зомби в
картине «Ночь живых мертвецов»” часами ходить с килограммом воска из
местного похоронного бюро и корчить кровожадные гримасы. Зато каков был
успех! Фильм собрал в одних лишь кинотеатрах больше $ 30 млн., породил
целый культ вокруг зомбяшек-обаяшек, положил начало знаменитой серии
хорроров (“Рассвет мертвецов”, “День мертвецов”, “Земля мёртвых”,
“Дневники мертвецов”) и по сей день продолжает неплохо продаваться в
симпатичных коллекционных DVD-боксах. С тех пор
тема прочно закрепилась в умах производителей видеопродукции, комиксов,
а позже и разработчиков компьютерных игр. Каждый перспективный, но
неопытный кинодел грезил снять полуторачасовой треш об очередном
нашествии пожирателей человеческой плоти, как, скажем, молодые Питер
Джексон (Peter Jackson) и Сэм Рэйми (Sam Raimi), а после усесться за
эпики вроде “Властелина Колец” и “Человека-Паука-3”. Разработчики
опомнились чуть позже. Sega запустила на игровых автоматах House of the
Dead, Capcom попугала слабонервных жуткой Resident Evil (потом вышла
еще и Dead Rising), а THQ принялась окучивать “Зловещую Мертвечину”.
Казалось, никакого нового жанрового откровения про ходячих жмуриков нам
уже не светит. И тут из ниоткуда возникают лучезарные парни из Valve и,
в который раз, удивили играющую общественность. Свеженький
зомби-шутер Left 4 Dead, скорее всего, не станет новой киберспортивной
дисциплиной. Ему этого и не надо. Главное, что именно этой бесшабашной
“стрелялке” уготована долгая прописка в популярных в провинции
“дворовых” локальных сетях и вымирающих компьютерных клубах.
Официальным серверам тоже, разумеется, запустение не грозит. Ночь бешеных жмуриков Сюжета
в Left 4 Dead не больше, чем на просторах Антарктиды растет ананасов.
Есть четыре не связанные друг с другом кампании в разных декорациях, из
пяти заданий каждая. На одно задание уходит в среднем минут десять, так
что пробежать сингл можно за два-три часа. Мощный вступительный ролик
не несет никакой смысловой нагрузки, хотя и поставлен до того
атмосферно и четко, что даст фору многим киноподелкам на ту же
тематику. События укладываются в одном емком слове “Зомби!!!”. Они тут
везде: прячутся в канализациях, спокойно бродят по улицам и сползают с
крыш. При этом, завидев живчика, мертвяки активизируются и со скоростью
автомобиля “Феррари” кидаются за своей порцией свежего мясца. Left 4
Dead проповедуют “теорию быстрых зомби”, подсмотренную у всесторонне
замечательного фильма “28 дней спустя”. Но не
отвлекаемся. На выбор в Left 4 Dead заботливо предлагаются четверо
смелых: темнокожий офисный работник Луис, байкер Фрэнсис, старый вояка
Билл и девушка Зой из богатенькой семейки. Кого бы вы не выбрали,
игровой процесс не изменится ни на йоту. Персонажи не делятся на классы
и передвигаются с одинаковой скоростью. Поскольку мы имеем дело с
сугубо кооперативной игрушкой, всегда и везде нашего героя будут
сопровождать вышеупомянутые напарники. Так, если мы выберем Фрэнсиса,
то спину ему прикрывать будут Луис, Билл и Зой. Left
4 Dead расцветает в мультиплеере. Именно под него затачивалась игра.
Взять хотя бы режим кооперативного прохождения. Кампании приносят
совсем иные ощущения, если за спиной не глупый бот, а верный товарищ.
Взаимовыручка, тактика, чувство локтя – без этого тут не выжить. Еще
интереснее в режиме “Сражение”. Четыре человека берут на себя роль
Выживших, другая же четверка – боссов “Заражённых”. В отличие от
“Выживших”, после смерти “Заражённый” не ждет следующего раунда, а
появляется заново через 20 секунд в любой угодной точке уровня. На этом
ассортимент развлечений заканчивается. Режимов могло быть и побольше,
учитывая, что за Left 4 Dead за бугром просят почти $ 60. Кстати
о боссах. Изначально в сингле и кооперативе их пятеро, но в
мультиплеере доступно только четверо: Курильщик, Танк, Охотник и
Толстяк – каждый со своими особенностями, сильными и слабыми местами. К
примеру, Танк умеет швыряться булыжниками и обладает завидной полоской
здоровья. Курильщик выстреливает собственным языком не хуже, чем
снайпер из винтовки. Охотник подкрадывается незаметно, а Толстяк
орошает окрестности едким содержимым своего желудка. И за каждого из
этих парней можно сыграть. За бортом осталась Ведьма – очень сильный
босс, которого команде лучше обходить стороной. Скажем по секрету, быть
Зараженным интереснее – есть в этом что-то необычное и особенно
занятное. Главная изюминка Left 4 Dead – совершенно
уникальная система искусственного интеллекта “виртуальный режиссер”.
Никаких скриптов! Хитрые алгоритмы в режиме “реального времени”
проверяют огромное количество деталей – от точности стрельбы игроков и
типа оружия, до слаженности действий и количества патронов в рюкзаке и
генерируют поведение (а также состав, количество боссов) во вражеских
стаях. На самом деле принцип работы этой штуковины довольно прост. Чем
лучше сражается отряд, тем более сложные ситуации генерирует компьютер.
И наоборот. Как вы поняли, Left 4 Dead подкупает
вовсе не разнообразием, не обилием режимов (ничего такого здесь просто
нет), а какой-то совершенно очаровательной простотой и почти детской
непосредственностью. Негр в рубашке от Hugo Boss, улепетывающий от
толпы полуразложившихся гопников – это почти так же забавно, как
неожиданно сломавшийся замок в кабинете физики. У
Valve получилась этакая Counter Strike в декорациях не то Resident
Evil, не то консольной Dead Rising. От “Контры” досталась свершено
сумасшедшая динамика (и это при каких-то шести видах огнестрельного
оружия!) и необходимость играть командой, а от классических хорроров –
неуютная атмосфера страха и отчаяния. В Left 4 Dead, как нигде, важны
слаженные действия команды. Одна “паршивая овца” в рядах профи – о
победе можно забыть до следующего раунда. Меньше
всего говорить хочется о графике. Графика, как графика: с
фототекстурами, тенями, освещением и, иногда, приличными спецэффектами.
Правда, старичок Source за последние годы подрастерял шарму: слишком уж
не поспевает движок за прогрессом. А ведь какие-то пять лет назад мы
под микроскопом рассматривали спертую бета-версию сиквела Half-Life 2 и
поражались ловким ужимкам тогда еще свежего “моторчика”. С другой
стороны, все аккуратно, с любовью и не тормозит. Музыку
написал Майк Мораски (Mike Morasky) – автор заглавной темы к Team
Fortress 2 и, между прочим, технический директор третьей “Матрицы”
(разносторонний парень!). К озвучке привлекли только проверенных
актеров, поэтому, если вы играете в английскую версию, не удивляйтесь
знакомым голосам, скажем, Отца Григория из Half-Life 2, Виктора Радека
из безвременно почившей SiN Episodes и виртуальной напарницы Мастера
Чифа из трилогии Halo. Сетевой маркетинг У
Гейба Ньюэлла (Gabe Newell) с сотоварищами потрясающее чутье на
перспективные тренды. Вспомним последние проекты, которые приютила
могучая Valve: обаятельная головоломка Narbacular Drop, шедевральная
Portal, Team Fortress 2, наконец, – каждая из этих игрушек если и не
перевернула жанр, то хотя бы привнесла в него свежие идеи. И вот теперь
Left 4 Dead – до гениальности простой, незамысловатый и безумно
затягивающий сетевой боевик. Боевик, в который интересно играть, прежде
всего, дружной компанией. Именно поэтому коробочки с Left 4 Dead
расходятся не хуже дешевой и некачественной косметики. Сначала игру
покупает Вася, через два часа склоняет к покупке Петю и Рому, те
уговаривают половину мальчишек из соседнего дома и так почти до
бесконечности. Пока конкуренты бездумно копировали
Team Fortress 2 (здравствуй, Battlefield: Heroes!), кооператив Gears of
War (привет, Kane & Lynch!) и баталии Call of Duty 4 (сюда вообще
можно вписать каждый третий шутер от третьего лица), создатели великой
Half-Life изучали спрос и потребительские предпочтения. В результате
получилась самая необычная, оригинальная и просто лучшая
многопользовательская игра года. Мелкие проблемы с балансом и дефицит
режимов Valve еще исправит. Глядя на то, как разработчики полировали
Counter-Strike, как холят и лелеют Team Fortress 2, мы в этом даже не
сомневаемся. Для поклонников динамичных онлайновых побоищ, Left 4 Dead
– обязательная строка в списке ближайших приобретений. Остальные,
впрочем, тоже не пожалеют. P.S. И последняя, самая
главная, причина, по которой Left 4 Dead ждет светлое будущее: уже
спустя неделю после официального релиза, на просторах интернета стали
появляться первые любительские карты и анонсы новых кампаний (например,
фанаты вовсю корпят над игровым воплощением “Рассвета мертвецов”
сами-знаете-какого-режиссера). P.P.S А уж сколько
здесь юмора! Газеты с фотографией Доктора Брина из второй части
Half-Life, апельсиновый сок Orange Box, хлопья Team Fortress – лишь
малая часть того, что разработчики приготовили для знатоков своих
предыдущих проектов.
Источник: |